экзамен  
  Главная :: Обсудить на форуме :: К списку вопросов

 

 

 




RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг
Налоги и налогообложение

17 Налоговые платежи за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам за пользование природными ресурсами относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; плата за пользование лесными ресурсами.
Налог на пользование недрами.
Налогоплательщиками налога на пользование недрами признаются пользователи недр-организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие следующие виды пользования недрами, подлежащие лицензированию:
поиск и разведка месторождений полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых на территории РФ, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны, если иное не установлено настоящей главой;
строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; эксплуатацию подземных сооружений, не связанную с добычей полезных ископаемых.
Отсутствие лицензии на осуществление соответствующего вида пользования недрами не может служить основанием для непризнания пользователя недрами налогоплательщиком.
Не признаются налогоплательщиками пользователи, отнесенные на основании выданных органами управления государственным фондом недр или земельного комитета документов к одной из следующих категорий:
собственники, владельцы и арендаторы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод на принадлежащем им либо находящемся в их владении или арендуемом ими земельном участке непосредственно для собственных нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производство и технологические нужды), а также при использовании подземных вод для поддержания пластового давления;
пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
пользователи недр, получившие участки недр для хранения запасов государственного резерва РФ.
Объектом налогообложения признается получение прав пользования недрами, пользование недрами и (или) наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии:
Получение исключительного права пользования недрами, включая право добычи полезных ископаемых (разовый платеж-бонус подписи);
Наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии, в том числе начало добычи (разовые платежи-бонусы добычи);
Право на осуществление поисковых, оценочных и (или) разведочных работ, полученное в составе прав, включающих исключительное право на добычу полезных ископаемых (регулярный платеж-ренталс);
Осуществление добычи полезных ископаемых (регулярный платеж-роялти);
Осуществление строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (регулярный платеж).
Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого вида осуществляемого им пользования недрами и вида добываемого минерального сырья.
При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых налоговая база определяется как площадь лицензионного участка, на котором налогоплательщик имеет право осуществления такой деятельности, за вычетом возвращенной его части.
При добыче минерального сырья налоговая база определяется как стоимость добытого минерального сырья, рассчитанная исходя из объемов его добычи и цен реализации, действующих в отчетном периоде. При этом в указанные цены не включаются суммы НДС, акцизов и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья до покупателя.
Если налогоплательщик реализует минеральное сырье взаимосвязанным покупателям, использует его для дальнейшей переработки, либо передает его на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также использует его на собственные нужды, то для определения налоговой базы стоимость добытого минерального сырья определяется исходя из его рыночной цены (без НДС, акциза и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья от склада производителя либо от станции (порта, пристани) отправления в зависимости от условий договора до покупателя).
При добыче благородных металлов налоговая база определяется исходя из объема аффинированного металла и цен реализации на аффинированные благородные металлы (в случае реализации благородных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ цена реализации определяется в порядке, установленном Правительством РФ). При этом в указанные цены не включаются расходы на оплату услуг по доставке продукции от аффинажного завода до получателя аффинированного металла.
При реализации пользователем недр минерального сырья на экспорт размер налога определяется исходя из цены реализации на экспорт за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов по транспортировке на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку, на слив и налив, на погрузку и разгрузку, расходы на оплату услуг портов, транспортно-экспедиционные и комиссионные услуги
Если при добыче полезных ископаемых происходят их потери, превышающие нормативы, установленные ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора отдельно по каждому виду добываемого налогоплательщиком минерального сырья, то налоговая база увеличивается на стоимость таких потерь при добыче, исчисленную исходя из средних цен реализации минерального сырья за отчетный год (без НДС, акцизов и расходов на оплату услуг по его доставке до покупателя). При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений газа и конденсата (прорывы трубопроводов, открытые фонтанирования, неисправность и негерметичность промыслового резервуарного оборудования).
При добыче налоговая база определяется отдельно по каждому виду минерального сырья, включая попутно добытые компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых.
При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых налоговая база определяется как фактическая стоимость строительства таких сооружений.
При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, налоговая база определяется как расходы налогоплательщика на их содержание и эксплуатацию.
Налоговые ставки регулярных платежей при пользовании недрами (ренталс, роялти) устанавливаются в лицензии на право пользования недрами.
Налоговые льготы:
Решениями органов, выдающих в соответствии с федеральным законодательством РФ о недрах лицензии на право пользования недрами, при наличии соответствующих обстоятельств налоговые ставки могут уменьшаться (вплоть до полного освобождения) в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Основаниями для принятия решений о снижении налоговых ставок являются: разработка трудно извлекаемых запасов и (или) их истощение; поздняя стадия разработки запасов; разработка некондиционных запасов; применение методов и технологий, снижающих уровень потерь (разубоживания) целевых и попутных компонентов полезных ископаемых; применение новых и новейших, а также экологически безопасных методов и технологий.
Органы законодательной власти субъектов РФ вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в соответствующий бюджет субъектов РФ.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога:
В части регулярных платежей налогоплательщик определяет сумму налога самостоятельно.
Размеры бонусов устанавливаются по результатам конкурса или аукциона. Минимальные (стартовые) размеры бонусов определяются условиями соответствующего конкурса (аукциона), при этом, наличие бонусов добычи не является обязательным условием конкурса или аукциона.
Не допускается установление в лицензии размера суммы бонусов ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из бонусов ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.
Размеры ренталс определяются как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
При разведке полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного налогоплательщику для добычи этого полезного ископаемого по совмещенной лицензии, с началом добычи полезного ископаемого ренталс не уплачивается.
Размеры роялти определяются как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы.
При этом, размеры платежа в части налоговой базы, формируемой за счет сверхнормативных потерь, определяются только по результатам налогового периода.
Размеры регулярных платежей при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых определяется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы.
Уплата регулярных платежей производится по итогам каждого отчетного и налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета - копию этой налоговой декларации.
Отчетный период устанавливается как: каждый квартал - для малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству РФ, и индивидуальных предпринимателей; каждый календарный месяц - для остальных налогоплательщиков.
Уплата разовых платежей производится в следующем порядке: 50% бонуса подписи уплачивается при получении лицензии на право пользования недрами, а оставшаяся сумма - не позднее чем через три месяца со дня получения этой лицензии; бонусы добычи уплачиваются не позднее чем через десять рабочих дней со дня достижения оговоренных в лицензии уровней добычи.
При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета - копию этой налоговой декларации.
Уплата роялти в части, начисляемой за счет сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых производится один раз в год по результатам подсчета контрольным маркшейдерским замером погашенных в недрах запасов и определения размеров сверхнормативных потерь.
Водный налог
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном водным законодательством РФ.
Объектом налогообложения признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
осуществления забора воды из водных объектов;
удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
использования акватории водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и оборудования, проведения буровых, строительных и иных работ;
осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
Освобождается от налогообложения пользование водными объектами в целях:
забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
осуществления забора воды сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения мелиорированных земель и для централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики.
осуществления забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
размещения и эксплуатации плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования и осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод;
проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными организациями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов ВОВ и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;
проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
сброса дренажных шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.
забора воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотных угодий);
Органы законодательной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах сумм налога, поступающего в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Налоговая база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
объем воды, забранной из водного объекта;
объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
площадь акватории используемых водных объектов;
объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Налоговые ставки:
Минимальные и максимальные размеры налоговых ставок по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам устанавливаются Правительством РФ.
Конкретные размеры налоговых ставок по категориям налогоплательщиков в зависимости от вида пользования водным объектом, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ.
При заборе воды для технологических нужд и сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов налогоплательщиками, осуществляющими эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной системы водоснабжения для охлаждения агрегатов и добычу благородных металлов налоговые ставки в части объемов воды, используемых для этих целей, устанавливается в размере 30 процентов от налоговой ставки.
При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов - годовых и (или) месячных (квартальных) налоговые ставки для налогоплательщика увеличиваются в 5 раз в части такого превышения.
При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (соглашения) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога:
Налогоплательщик определяет сумму налога самостоятельно.
Сумма налога по итогам каждого отчетного или налогового периода определяется исходя из соответствующих налоговой ставки и налоговой базы.
Уплата налога по итогам каждого отчетного или налогового периода производится не позднее, чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по месту пользования водными объектами налоговые декларации, а по месту учета-копии этих налоговых деклараций и (или) сводную налоговую декларацию.
Отчетный период устанавливается:
календарный квартал - для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству РФ, и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта;
календарный месяц - для остальных налогоплательщиков.
Лесной налог
Налогоплательщиками лесного налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ.
Отсутствие у указанных лиц специальных разрешительных документов (лесорубочных билетов (ордеров), лесных билетов), выдаваемых в порядке, установленном лесным законодательством РФ, не может служить основанием для непризнания этих лиц налогоплательщиками.
При пользовании лесным фондом на основании соответствующего договора об аренде налогоплательщиком признается арендатор.
Объектом налогообложения признается пользование лесным фондом для:
заготовки древесины, отпускаемой на корню;
заготовки живицы;
заготовки второстепенных лесных материалов;
побочного лесного пользования, в том числе сенокошения, пастьбы скота, заготовки в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов побочного лесного пользования, по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;
нужд охотничьего хозяйства;
культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целей.
Не признается объектом налогообложения следующие виды пользования лесным фондом:
осуществление рубок промежуточного пользования и проведение иных лесохозяйственных мероприятий государственными органами управления лесным хозяйством, в том числе лесоустройства, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного пользования лесным фондом;
проведение лесоустройства, лесообследования, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства организациями, входящими в систему лесного хозяйства;
осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.
Налоговые льготы:
Органы законодательной власти субъектов РФ вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Налоговая база определяется как объем лесосырьевых ресурсов, который фактически изъят или безусловно должен быть изъят налогоплательщиком, либо как площадь предоставленного в пользование налогоплательщика участка лесного фонда, указанные в специальном разрешительном документе.
При аренде участков лесного фонда налоговая база определяется как ожидаемый годовой объем лесосырьевых ресурсов, который может быть изъят при использовании арендуемого участка лесного фонда в соответствии с условиями, установленными договором аренды.
Налоговые ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса, получаемого при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Порядок установления налоговых ставок и минимальные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ.
Конкретные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, и размеры налоговых ставок за другие виды лесопользования устанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ или определяются по результатам лесных аукционов.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога:
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется государственными органами управления лесным хозяйством исходя из налоговой базы и налоговых ставок и указывается в специальных разрешительных документах на право пользования лесным фондом.
Сроки уплаты налога за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ.
Порядок и сроки уплаты налога за виды пользования лесным фондом устанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ.
Налогоплательщик, которому выделен лесосечный фонд, по истечении того отчетного года, на который ему выделен этот фонд, обязан представить в налоговый орган по месту лесопользования налоговую декларацию, а по месту учета - копию этой налоговой декларации. Указанная налоговая декларация представляется не позднее, чем 1 апреля года, следующего за отчетным.
Государственные органы управления лесным хозяйством обязаны не позднее чем 20 числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о разрешенных объемах лесопользования и суммах налога, подлежащих уплате.

 

 

E-mail: w007s@mail.ru

GostWolfa - ГОС экзамен

 
       
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Используются технологии uCoz