экзамен  
  Главная :: Обсудить на форуме :: К списку вопросов

 

 

 




RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг
Экономическая теория

9 Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.

Цена - денежное выражение стоимости товара.
Функции цены: мера стоимости; регулятор экономики; показатель для определения жизненного уровня населения; инструмент для конкуренции; барометр развития моровой экономики.
Система цен: закупочные цены (в принудительном порядке устанавливаются государством), оптовые цены (договорные, по калькуляции), розничные цены (регулируемые, свободные).
Структура цены: издержки производства; прибыль; накладные расходы; НДС; торговая наценка.
Методы установления цен:
Метод установления цен на основе издержек производства.
Существует 2 подхода:
подход крупного предприятия, т.е. на каждый вид продукции составляется калькуляция и определяется розничная цена;
Цена = издержки производства + накладные расходы + прибыль
подход мелкого предприятия;
Цена = закупочные цены + наценка
Особенности: простота определения цены; при такой системе фирма может рассчитывать только на оптимальный объем товарооборота, на максимальный объем товарооборота рассчитывать не приходится; этот метод ориентирован на производство и меньше ориентирован на обращение (торговли).
Недостатки: этот метод на учитывает факторы спроса; отсутствует гибкость цен.
Метод безубыточности
Особенности: не связан с риском; существует прямая зависимость между прибылью и ценой товара;
Недостаток: не учитывается закон спроса.
Метод ориентации на спрос:
Особенность: цена может быть выше или ниже в зависимости от спроса;
Недостаток: трудность определения спроса.
Метод ориентации на конкуренцию:
Особенности: нужно учитывать характер и структуру данной отрасли; нужно учитывать количество конкурирующих фирм; надо иметь ввиду, что цены могут быть выше или ниже издержек производства.
Недостаток: связан с большим риском.
В мировой практике существуют 2 принципа ценообразования: централизованный - существует в условиях плановой экономики; децентрализованный - существует в условиях рыночной экономики.
Виды ценообразования: установление цен на новые товары; установление цен на новые оригинальные товары; продажа товаров по более высокой цене; продажа товаров по более низкой цене; установление цен на товары имитаторы; установление цен на товарную номенклатуру: на основные товары; на дополнительные товары; на товары, являющиеся обязательной принадлежностью; на побочные товары; установление цен по географическому принципу: зональные цены; базисные цены; франкостанция отправления и франкостанция назначения; установление цен со скидками и зачетами: скидки за форму расчета: наличные, безналичные, в свободно-конвертируемой валюте; скидки за количество проданного товара; функциональные скидки: предприятие-изготовитель предоставляет скидку торговым предприятиям; сезонные скидки.
Ценовая дискриминация - продажа данного товаров один и тот же момент по разным ценам без учета издержек производства.
В условиях свободного рынка взаимоотношения собственников товаров и денег складываются естественным порядком и некем не регулируются. Рынок превращается в аренду своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и покупатели. Они проводят своего рода "голосование", но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги голосования отражаются в рыночных ценах.
Рыночная цена - фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров.
В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен, которые можно классифицировать на определенные основные группы:
С учетом способов регулирования выделяются следующие виды цен:
Свободные цены. Они формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя.
Договорные или контрактные цены. Контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.
Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).
Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым товары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефоном, радио и др.
Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.
Цены мирового рынка - цены, которые фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке; признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.
Цена – денежное выражение стоимости ценных бумаг. Понятие цены тесно связано с понятием рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость понимается как стоимость ценных бумаг, определяемая затратами эмитента и регулирующая рыночную цену. С другой стороны, для инвестора цена — денежное выражение стоимости приобретаемых ценных бумаг.
Задачи ценообразования на рынке ценных бумаг: отражение реального соотношения спроса и предложения; реализация конкретных целей ценообразования; учет разнообразных факторов.
Принципы ценообразования: научный подход; целевая направленность; сопоставимость по разным периодам времени; учет уровня цен на аналогичные фин. инструменты.
Виды цен: номинальная – обозначена на бланке ценной бумаги. Определяется в проспекте эмиссии при выпуске в обращение ценных бумаг. Это условная величина, поскольку даже на первичном рынке ценные бумаги могут продаваться не по номинальной стоимости. Номинал информирует о том, какая часть стоимости уставного капитала приходилась на одну акцию в момент формирования АО; эмиссионная – цена продажи ценной бумаги при ее первичном размещении (может не совпадать с номинальной ценой); балансовая – определяется на основе финансовой отчетности предприятия как стоимость имущества АО, образованного за счет собственных источников, деленная на количество выпущенных акций; учетная – по которой ценные бумаги числятся на балансе предприятия в данный момент времени; рыночная – отражает соотношение спроса и предложения; дисконтированная, или текущая – определяется с учетом дисконтных множителей и норм инвестирования.
Функции цен: учетная – в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг учитывается определенная стоимость; контрольная – посредством установления различных цен осуществляется контроль за движением стоимости разных видов ценных бумаг; балансирования спроса и предложения – при повышенном спросе и сокращении предложения отдельных видов ценных бумаг цены на них растут; соответственно при уменьшении спроса и росте предложения цены падают; перераспределительная – в результате отклонения цены от стоимости вновь созданная стоимость перераспределяется между отраслями и регионами, накоплением и потреблением; управления – цена в условиях рынка определяет, в каком количестве и какого инвестиционного качества будут выпускаться ценные бумаги, как будет осуществляться их выпуск, с какими затратами и какой прибылью, кто и какие ценные бумаги будет приобретать в зависимости от уровня доходов и потребительского бюджета.

Заработай с помощью своего сайта! – Надо только зарегистрироваться и  разместить у себя на сайте рекламный блок, такой как расположенный ниже. В рекламном блоке бывают интересные сайты. Один клик по ссылке может стоить 10 копеек и 150, в общем, та сумма, которую назначил рекламодатель. В системе TAK нет ограничений к сайтам. Т.е. если посещаемость маленькая, или расположены на бесплатном хостинге, вы всё равно можете учувствовать в системе. Всё реально и по честному, сам проверил и ручаюсь за эту систему.
Регистрация!

GostWolfa - ГОС экзамен

 
       
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Используются технологии uCoz